Рамические изде.лия водонепроницаемыми.ОбжигСосуд, наконец, обжигают, чтобы удалить воду, химически связанную с основнымвеществом, — процесс, [559] необходимый для превращения непрочной рыхлойразмягчающейся от воды глины в твердую крепкую камнеобразную массу, не подверженнуювоздействию воды. Эта реакция происходит при нагревании до температуры от 500 до 600°С;по мере того как температура поднимается (выше 500°С, глина быстро отдает связаннуюводу, составляющую 13-14 % всего вещества18.Что касается способа обжига, то можно почти не сомневаться, что на ранней стадиипроизводства высушенные горшки обжигались прямо на земле в куче топлива, вероятнопокрытого навозом для сохранения тепла, как это делают в наши дни суданские гончары ипримитивные народы в других местах земного шара, Топливо состояло главным образомиз соломы, мякины, навоза, тростника, камыша и сушеной болотной травы. Позднее этукучу, возможно, стали окружать невысокой стенкой из глины, а поверхностный слой навозауступил место глине, что, наконец, привело к созданию простейшей гончарной печис перегородкой между горшками и топливом. Гончарная печь, изображенная в однойгробнице V династии в Саккара19, свидетельствует о том, что, очевидно, в ту эпоху такиепечи уже прочно вошли в практику. Гончарные печи изображены также в гробницахXII династии в Бени-Хасане20 и в одной гробнице XVIII династии в Фивах21.ЦветВажным свойством керамики является ее цвет, к рассмотрению которого книга мы иперейдем.Цвет керамики, помимо ангоба, жидкой красочной облицовки или росписи, зависитот нескольких факторов, но прежде всего время от времени от сорта глины и характера обжига. Даже простоеперечисление различных цветов и оттенков керамики довольно затруднительно, отчасти[560] ввиду их большого разнообразия, а отчасти потому, что некоторые цвета обычноопределяются такими терминами, как «желтоватый» или «бурый», которые сами по себевесьма неточны, а потому постоянно употребляются в различных значениях. Цвета простойнекрашеной и нерасписной керамики следующие: коричневый, черный, красный, частичночерный и частично красный и серый. Рассмотрим эти цвета и попробуем определить, как ониполучались.16 G. A. Reisner, Excavations at Kerma, IV-V, p. 329.17 J. W. Crowfoot, op. cit, p. 133-134.18 J. W. Меllоr, Inorganic and Theoretical Chemistry, VI, p. 482.19 G. Steindоrff, Das Grab des Ti, Pl. 84. Две сцены на табл. 85 и 86 с подписями «Обжиг горшков»на самом деле изображают разогревание горшков в процессе хлебопечения, а не обжиг керамических изделий.20 P. E. Newberry, Beni Hasan, I, Pl. XI; II, Pl. VII.21 N. de G. Davies, The Tomb of Ken-Amun at Thebes, p. 51; Pl. LIX.307Коричневая керамикаКоричневый цвет гончарных изделий обычно является цветом самой глины, которыйне изменился или лишь слегка изменился (пом.
|